- Гаухар Елюбаевна! Насколько соответствуют действительности слухи, ходящие среди пенсионеров?
- Соответствуют только в той части, что наш отдел действительно выдает путевки на санаторно-курортное лечение. Основанием для этого служат два документа: Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» и решение местного представительного органа (маслихата), утверждающего средства в бюджете на эти цели. Речь, прежде всего, идет об организации за бюджетные средства санаторно-курортного лечения инвалидов всех категорий и групп в соответствии с индивидуальным планом реабилитации (ИПР), выдаваемым гражданину медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК), при получении им статуса инвалида на определенный срок, или же пожизненно. Однако ИПР, включающий в себя все реабилитационные процедуры, в том числе: обеспечение инвалида реабилитационным оборудованием (коляской) средствами гигиены, санаторно-курортным лечением, выдается на два года, ведь за это время человек может перейти в другую группу инвалидности, или же она может быть вообще снята.
- Теперь понятно, что не каждый желающий может получить у вас путевку. А как действовать с этой целью инвалиду?
- Ему необходимо обратиться к нам в отдел. Предоставляются следующие документы: удостоверение личности, справка об инвалидности, индивидуальный план реабилитации, санаторно-курортная карта, где врач указывает, какое нужно лечение, пишет, что рекомендуется. К примеру, санаторий «Мерке» или «Манкент», «Сары-Агач». При этом, если у обратившегося за путевкой основным указано сердечно-сосудистое заболевание, а он хочет попутно подлечить желудочно-кишечный тракт, то мы в заявке будем указывать первое.
- В какие сроки нужно обращаться за путевкой?
- Человек получает индивидуальный план реабилитации и волен прийти к нам когда пожелает, когда есть возможность. В законе конкретный срок не указан.
- Итак, к вам обратился инвалид с заявлением о выделении путевки. Что дальше?
- Мы принимаем документы и ставим человека на очередь строго по дате обращения, вне зависимости от группы и причины инвалидности. Бывает так, что человек получил ИПР в январе, а к нам за путевкой обратился только в декабре этого же года. Так в очередь его и поставим. У нас от МСЭК имеется электронная Центральная база данных инвалидов. По ней мы сразу видим назначения, что, допустим, Абрахманову положены кресло-коляска, гигиенические средства, санаторно-курортное лечение. В нужную графу вносим дату подачи заявления на получение путевки. Списки очередности абсолютно «прозрачны», на бумаге вывешены в отделе. Делаем сводную таблицу, составляем заявку на путевки и отправляем ее в Департамент координации занятости и социальных программ акимата Жамбылский области, который является единым администратором бюджетных программ. Он централизованно через проведение тендеров закупает путевки по категориям и срокам пребывания: по заболеваниям опорно-двигательного аппарата на 42 дня, по заболеваниям сердечно-сосудистой системы и другим сроком на 12 дней. Путевки направляются нам городским и районным отделам занятости и социальных программ, и мы их выдаем согласно очередности.
- Но для отделов какие-то сроки подачи заявок все же существуют?
- Безусловно. Мы подаем сводную заявку на следующий год, как правило, в октябре-ноябре текущего года, так как все деньги в областном бюджете планируются в Управлении экономики и утверждаются на сессии маслихата именно в конце года. Так что с заявлениями о выделении путевок к нам лучше обращаться до октября. Хотя, жизнь не стоит на месте и человек может получить ИПР после этого срока. Например, на 1 октября в очереди на путевки стоят 300 человек, но до конца года обязательно будет увеличение. Поэтому в резерв закупается на 10-15 процентов путевок больше заказанного количества. В наше время, к сожалению, число инвалидов растет, МСЭК выдает справок все больше и больше, так что человек может получить путевку только на следующий год при условии, что санаторно-курортное лечение инвалид проходит один раз в два года. Это основная категория получателей путевок за счет областного бюджета.
- Выходит, есть и другая?
- Да, вторая категория получателей путевок финансируется из городского бюджета. По решению Таразского городского маслихата у нас действует специальная программа по приобретению путевок для участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий граждан: воинов-интернационалистов, воевавших в Афганистане, ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, граждан, пострадавших от испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне. После 1998 года в ведение городских и районных собесов было передано обеспечение путевками ветеранов труда – людей, награжденных в советское время одноименной медалью и имеющих удостоверение к ней. Так же регистрируем заявления, ставим на очередь, приобретаем путевки посредством проведения тендеров. В этом году вышеперечисленным категориям горожан мы выдали 130 путевок.
- Какие документы им необходимо для этого предоставить?
- Удостоверение личности, удостоверение участника Великой Отечественной войны или лица, приравненного к нему, удостоверение к медали «Ветеран труда», адресную справку с места жительства, медицинскую справку от врача поликлиники.
- На что еще Вы бы хотели обратить внимание желающих получить бюджетные путевки?
- Должна уточнить, что данный вид путевок предназначается, в основном, не для лечения, а для профилактики заболеваний и поддержания здоровья. Понятно, что люди, обращающиеся к нам, находятся в почтенном возрасте, не могут ехать далеко, просят путевки поближе к городу, поэтому для них Боровое и Сары-Агач уже не берем. И еще. Нужно знать, что по действующему закону, деньги вместо путевки не выплачивается, проезд до места лечения и обратно получателю путевки и сопровождающему лицу государством не оплачивается.
- Спасибо за исчерпывающие ответы.