Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 16 мая, 11:41

Профессия: журналист

- Гульжан Нажентаевна, почему Вы решили стать журналистом?

 

 – Желание писать о людях, о том, что происходит в обществе, появилось в середине 90-ых годов. К тому времени у меня был небольшой, но впечатляющий опыт работы: обязательные для выпускника вуза три года учительства в школе, затем столько же - преподавателем в пединституте. Еще три года учебы в одном из алматинских вузов– стажировка и аспирантура – стали для меня школой жизни. Судьба сталкивала меня с челночниками и свободными художниками, рэкетирами и талантливыми учеными, циничными наркодилерами и их беспечными жертвами. Я фиксировала свои наблюдения и размышления, и в какой-то момент решила, что меня волнуют гораздо более важные вещи, чем работа над диссертацией по коммуникативному синтаксису. Тем более, что возвращаться в родной вуз я не собиралась. Ощущение того, что не могу не писать, что должна искать и находить ответы на свои вопросы, и привело меня в газету.

 

- Какими качествами должен обладать настоящий журналист?

 

- Если мы имеем дело действительно с журналистом, то ненастоящим он быть не может. Репортер, обозреватель, корреспондент, редактор, - любой из нас обязан владеть словом. Владеть им как оружием или, когда нужно, как целебным снадобьем. Мы не имеем права врать, обязаны быть точными в изложении фактов. Не имеем права навязывать свою точку зрения, хотя ничто и никто не мешает нам делиться своим мнением. Лучше для нас и для читателя, чтобы это мнение было зрелым, взвешенным, основанным на глубоком знании и понимании предмета или явления, о котором мы рассуждаем.

 

- Чем интересна Ваша профессия?

 

- Исследуя тему или расследуя ситуацию, мы узнаем нечто новое и делимся новостью с аудиторией. В этих ежедневных открытиях и заключается смысл нашей работы. Ценность нашей профессии и в том, что издание или канал могут влиять публикацией или сюжетом на то, чтобы в жизни конкретного человека или сообщества - жителей аула, улицы, города, области – произошли позитивные изменения. Скажем, починили крышу, дорогу или водопровод. Разумеется, степень нашего влияния зависит от того, насколько мы убедительны в изложении материала, насколько правильно мы расставляем акценты в освещении темы.

 

- Гульжан Нажентаевна, в наше время журналистику можно назвать четвертой властью?

 

 - Сомневаюсь. Мы можем апеллировать к власти, предлагать диалог и добиваться ответов на общественно значимые вопросы. Однако полномочий, какими обладает власть, у нас нет. Мы можем убеждать силой слова, можем докричаться до ветвей власти, чтобы помочь кому-то. Но едва ли это показатель того, что у нас есть какие-то иные рычаги воздействия на власть имущих, кроме Конституции и законов нашей страны.

 

- Есть такое высказывание: «Журналистика - искусство объяснять другим то, чего сам не понимаешь», Вы с ним согласны?

 

- Нет, не согласна. Если журналист сам не разберется в проблеме, вряд ли он сможет толково изложить ее суть. Не говоря уж о том, чтобы добиться разрешения проблемы.

 

- Кого из наших известных журналистов можно считать образцом для подражания?

 

- На такой статус вполне может претендовать собкор газеты «Время» Галина Выборнова. Кроме профессионального мастерства и безупречного стиля, она обладает редким, по нынешним временам, даром сострадать людям. Для героев своих публикаций Галина - заступница и почти родной человек. Сегодня среди тех, кого она защитила, немало преданных ей друзей, готовых за нее и в огонь, и в воду.

 

- Гульжан Нажентаевна, был ли в Вашей практике какой-нибудь курьезный случай? Расскажите о нем.

 

- Это было в апреле 1997 года. Меня только что приняли в «Знаменку» с испытательным сроком. Первые пару недель писала какие-то заметки, отчеты с официальных мероприятий. Потом мне доверили работу «в поле». Нужно было разобраться, почему центральный стадион находился в запущенном состоянии, и кто за это должен ответить. Рассказала, что увидела, упомянув какую-то неразбериху в документах, из-за которой стадион обрел статус «ничейного». Мэтрам «Знаменки» статья понравилась. Даже на планерке похвалили. Но я была довольна собой … всего один день. Наутро старшие коллеги раскритиковали ту же мою статью в пух и прах. Я обалдела: такая полярность мнений в одних и тех же головах казалась пугающей. Позже выяснилось, статья вызвала резонанс, и кто-то очень влиятельный требовал опровержения. Я уже мысленно попрощалась с едва начавшейся карьерой корреспондента, как вдруг буря утихла. Так же внезапно, как началась. С тех пор взяла себе за правило спокойно реагировать на любые замечания в редакции. Буквально следуя классику: «хвалу и клевету приемли равнодушно, и не оспоривай глупца».

 

- Ваши советы молодым людям, мечтающим работать в СМИ.

 

- Мне было бы интересно поработать с начитанными, образованными, наблюдательными и думающими соискателями. Если вы умеете видеть и запечатлевать на фотографии интересные моменты, можете описать их, способны в письменной форме увлекательно рассказать о событиях, которые произвели на вас впечатление, то я буду рада знакомству с вами. Самые достойные работы оценит редакционная коллегия «Знамени труда», и их авторам руководство нашей редакции предложит сотрудничество.

 

- Гульжан Нажентаевна, по традиции мы завершаем беседу на веселой ноте, расскажите Ваш любимый анекдот.

 

- Хотите вместо анекдота картинку из жизни? Моя подруга Лейла обожает всякие маски из фруктов, овощей и еще чего-нибудь полезного. Вчера она сделала маску для век, и через какое-то время отправилась по магазинам и на рынок. По дороге встретила кучу знакомых, родственников, пообщалась. Забежала и ко мне на пару минут. С ходу пожаловалась на предательские морщинки вокруг глаз, из-за которых все на нее якобы пялятся.

- Не может быть! Еще три дня назад, когда ты злоупотребляла вином у Саи на дне рождения, не было ни одной морщинки, - глумливо ответила я.

 И только потом заметила под правым глазом у Лейлы кровоподтек. Что такое?! Муж у нее существо миролюбивое, на такие художества не способное.

- Ты опять забыла смыть маску! – догадалась я. Она как зарычит от злости и -

в ванную. Вышла умиротворенной.

- Да ладно, - говорит. – Хорошо, что не клубника была, как в прошлый раз.

 

- Спасибо за интересную беседу!