Ходу реализации первой институциональной реформы, Плана нации «100 конкретных шагов», выстраиванию конструктивного взаимодействия государственных органов и гражданского общества была посвящена состоявшаяся в ТарГУ имени М. Х. Дулати областная научно-практическая конференция на тему: «Казахстанская модель государственной службы и правил служебной этики». Работой представительного форума руководил Болат Исаков, руководитель департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции по Жамбылской области.
В конференции приняли участие руководители и специалисты областных управлений, профессорско-преподавательский состав и научные сотрудники вузов города, лидеры неправительственных организаций и политических партий, представители бизнес-сообщества и СМИ. В докладах, представленных Н. Еркебаевым и Д. Каюповым, исполняющими обязанности заместителей руководителя департамента по делам государственной службы Жамбылской области, М. Сарыбековым, ректором ТарГУ имени М.Х. Дулати, нашли отражение вопросы качественно новых подходов в системе государственного управления в развитии новой модели государственной службы, основанной на принципах меритократии, автономности, компактности и эффективности, результативности и ориентированности на потребителей - народ. Для этого внедряется «электронное правительство», начала действовать государственная корпорация «Правительство для граждан». Большой интерес вызвал и привлек внимание участников конференции доклад «Взаимодействие гражданского общества с государственными органами», с которым выступила Айнур Заурбекова, председатель ОЮЛ «Ассоциация некоммерческих организаций Жамбылской области» (на снимке):
- Мне очень близка тема конференции хотя бы потому, что постоянно приходится работать с госслужащими, а в настоящее время ассоциация выполняет государственный социальный заказ управления внутренней политики акимата области «Организация работы центра формирования антикоррупционного иммунитета в обществе», - сказала докладчик. - Именно прозрачная и подотчетная работа государственных органов перед гражданами – залог эффективного противодействия коррупции. Если воспринимать задачу гражданского общества быть посредником между индивидуумом и государством, улучшать качество жизни через защиту интересов каждого члена общества, представление его интересов перед лицом власти, то нужно выделить три наиболее перспективных направления взаимодействия. Во-первых, выстраивание системы информационных коммуникаций и обратной связи между государственными органами и неправительственными организациями. Во-вторых, активное вовлечение НПО в процесс разработки государственных программ, в проведение общественной экспертизы и мониторинга реализации программ и государственных услуг. В-третьих, вовлечение НПО в процесс принятия решений на местном и государственном уровнях.
Какова ситуация в первом направлении на сегодняшний день? Источниками оперативной и достоверной информации государственных органов должны служить их Интернет-ресурсы. Прошло уже четыре этапа внедрения «электронного правительства», но есть много моментов, над которыми необходимо поработать. Проведенный нами анализ Интернет-ресурсов государственных органов показал, что в большинстве случаев они содержат информацию, датированную 2011-2014 годами(!) При этом информация статична, ресурсы не имеют каналов обратной связи с пользователями. Мы предлагаем актуализировать информацию, ввести специальные рубрики по взаимодействию с общественностью. Лучшим вариантом будет создание в области полноценного единого информационного узла госучреждений с подписками и рассылками информации в обе стороны.
Что касается участия НПО в разработке государственных программ, предлагается сформировать сообщество общественных экспертов и вовлекать его в принятие решений на местном и государственном уровнях. Нужно заблаговременно публиковать перечни и проекты готовящихся программ, бюджетов, нормативно-правовых актов, решений для их широкого обсуждения и сбора предложений. Учет общественного мнения позволит повысить эффективность принимаемых властью мер. К сожалению, пока имеются примеры другого порядка. Идет процесс приватизации объектов здравоохранения, но до сих пор эта сфера недоступна и непонятна для общественности. Подобное происходит и в других вопросах социальной сферы: с местами в детсадах, с распределением земельных участков и квот, лекарственным обеспечением, с проблемами трудоустройства.
По третьему направлению перспективного взаимодействия органов власти и гражданского сектора. При отраслевых управлениях, маслихатах и акиматах при разработке и принятии программ, бюджетов формировать рабочие группы из представителей неправительственных организаций. К примеру, в маслихатах ежегодно проводятся четыре плановые сессии, до начала которых работают постоянные комиссии, рассматривающие вопросы повестки дня и проекты решений по ним. Приглашайте на них представителей НПО. Предлагаем в регламентах работы маслихатов и акиматов предусмотреть порядок принятия решений только после предварительного общественного обсуждения и общественной экспертизы.
Планом нации «100 конкретных шагов» предусмотрена передача ряда государственных услуг, прежде всего информационных, разъяснительных, других услуг социального характера в конкурентную среду – НПО, начиная с текущего года. Дискуссий на эту тему было очень много, но… Наверное, обе стороны - государственные органы и НПО - не совсем оказались к этому готовы.
Сегодня на конференции мы обсуждаем принципиально важную для дальнейшего развития нашей страны тему. Мы готовы всячески содействовать с государственными органами, повышать культуру государственных служащих новой формации в их работе с гражданским сектором. В частности, проводить для них образовательные программы с тем, чтобы говорить на одном языке, понимать друг друга и действовать в одном направлении. Есть уже примеры совместной работы НПО с департаментом по делам государственной службы в создании безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями для самостоятельного передвижения. Нужно, чтобы такой подход стал обычной практикой.
Участники конференции согласовали общую позицию и выработали рекомендации по совершенствованию всех сторон работы в рассмотренной тематике.
Михаил БУНИН, фото автора