Главные новости сегодня

Тараз
Курс:6.04 -0.01427.89 -1.09385.76 -1.72
Статьи 02 мая, 12:08

Ваш вердикт, господа присяжные

Суд присяжных существует в Казахстане с января 2007 года. С момента введения и по 2009 год дела с участием присяжных заседателей рассматривались судебной коллегией по уголовным делам Жамбылского областного суда, а с января 2010 года с образованием специализированных судов - в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Жамбылской области. В связи с изменениями, внесенными в процессуальное законодательство, коллегии присяжных заседателей с текущего года стали формироваться из 10 граждан и одного профессионального судьи. По закону, с участием присяжных заседателей должны рассматриваться уголовные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрена смертная казнь или пожизненное лишение свободы, с текущего года за совершение особо тяжких преступлений. При этом право выбора на рассмотрение дел с участием присяжных заседателей или без них принадлежит только обвиняемому.

Как сообщает пресс-служба специализированного межрайонного суда по уголовным делам Жамбылской области, по итогам 2012 года с участием присяжных заседателей рассмотрено 13 уголовных дел в отношении 19 лиц, оправдательных приговоров нет.

С участием присяжных заседателей за 1-й квартал 2013 года было рассмотрено одно уголовные дело в отношении одного лица.

Какие проблемы возникают при рассмотрении уголовных дел с участием присяжных заседателей? Этот вопрос был в центре внимания участников недавно прошедшего «круглого стола». В работе мероприятия, модератором которого выступил председатель специализированного межрайонного суда по уголовным делам Жамбылской области Нурмухаммат Абидов, приняли участие представители как судебной системы, так и акимата области, прокуратуры, ДВД и работники СМИ.

В ходе конструктивного диалога было озвучено немало проблемных вопросов, требующих решения. Основную их часть в своем выступлении представил Нурмухаммат Абидов. Он обратил внимание присутствующих на проблемы, возникающие при формировании списков присяжных заседателей, такие как формальное составление списков, факты повторного включения в списки кандидатов в присяжные заседатели одних и тех же граждан, а также умерших, выбывших с места жительства, лиц, которые не соответствуют требованию закона - государственных служащих, работников правоохранительных органов, лиц, имеющих судимость.

Особо участники «круглого стола» выделили такую проблему как низкая явка кандидатов в присяжные в суд. Возникает она потому, что большинству граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, на момент их вызова в суд не было об этом известно. Возникло предположение, что списки составляются формально, а система извещения не отработана. Кроме того, в результате работа суда затягивается, нарушаются сроки рассмотрения дел. «Качественное, оперативное рассмотрение дел с участием присяжных заседателей в первую очередь зависит от качественного формирования списков присяжных заседателей», - сформулировал причину главной проблемы Н.Абидов.

Присутствовавший на мероприятии главный специалист государственно-правового отдела аппарата акима Жамбылской области Алмаз Калиев, который как раз и занимается составлением списков, рассказал о том, что на проверку каждого кандидата необходимо время, которого у специалистов, непосредственно занимающихся данным вопросом, практически нет, поскольку помимо основной работы добавляется еще работа со списками кандидатов в присяжные заседатели. Да и количество необходимых кандидатов – несколько тысяч. Списки формируются на основании общих списков, предоставленных избирательными участками. Для проверки и исключения из списков лиц, не отвечающих требованиям Закона, направляются запросы в соответствующие органы, однако ответы на них тоже не приходят вовремя. Составление качественных списков кандидатов, по его мнению, возможно лишь при возложении на конкретного человека только этих функции. Для этого А.Калиевым было предложено направить представление о возложении данных обязанностей на конкретных лиц на постоянной основе с выделением одной штатной единицы, и направление запросов с указанием количества кандидатов ранее сроков, указанных в Законе, что позволит качественно и своевременно их предоставлять.

На взгляд присутствующих, правильным будет выработать практику определения количества кандидатов в присяжные заседатели исходя из среднестатистических данных о количестве уголовных дел, рассмотренных с участием присяжных заседателей в предыдущих годах. Такое новшество существенно облегчило бы формирование первичных, единых, запасных и дополнительных списков кандидатов в присяжные заседатели. Так как есть существенная разница проверять данные 12000 или 140000 лиц или же вдвое, а порой и втрое меньше.

Выработанные основные подходы по итогам двухчасового обсуждения участниками дискуссии для разрешения практических проблем при рассмотрении уголовных дел с участием присяжных заседателей в последующем будут направлены в Верховный суд РК в виде предложений о внесении изменений в законодательные акты, регулирующие рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей.