Как известно, знаменитая повесть «Вий», написанная выдающимся русским прозаиком, драматургом и публицистом Н. В. Гоголем, является самым таинственным, пугающим и захватывающим произведением в классической литературе. Пьеса Н. Садур «Панночка»– мистические вариации на темы Гоголя, писательница берет за основу лишь сюжет «Вия» и наполняет его своим действием. По мнению критиков, Садур влечет исследование потустороннего мира, запредельных пространств, из которых приходит страшное, жуткое, злое, что иногда даже не имеет четкого определения. Но это запредельное не может возникнуть само по себе и своим проводником выбирает человека. Три ночи в старой, заброшенной церкви у гроба ведьмы предстоит отстоять главному герою спектакля — Хоме Бруту, и каждая следующая ночь будет страшнее предыдущей. Но, как и в повести Гоголя, мистические сцены сменяются жизнерадостными зарисовками украинского казачьего быта. А неожиданный финал спектакля удивит даже тех, кто знает произведение писателя наизусть. Великого и ужасного персонажа повести Вия зритель так и не увидит, зато станет свидетелем печальной истории о добре и зле, о смерти и жизни, а главное - о любви, любви – как спасении или любви – как смерти.
Профессиональная творческая команда сработала безукоризненно - режиссер-постановщик спектакля – О. Белинский, художник-постановщик – Жомарт Дуйсебеков, художник по костюмам – Сауле Исаева, музыкальное оформление – Владимир Куликов. Выразительная игра актеров произвела должное впечатление: Хома Брут – Анатолий Петриченко, Панночка – Лилия Данилова, Явтух – Анатолий Землянов, Спирид – Андрей Комаров, Дорош – Константин Орлов, Хвеська – Олеся Жукова.
«Это спектакль контрастов. Тихая идиллия украинского вечера сменяется ледяным кошмаром проклятой церкви, веселая казацкая пирушка переходит в ночной шабаш ведьм и темных сил… Здесь нет Вия, и Хома Брут гибнет не от его глаз, а от глаз прекрасной Панночки. И все-таки, этот спектакль о дороге к храму, заросшей чертополохом и бурьяном так, что черт ногу сломит, и о самом храме, запущенном и заброшенном, куда люди не ходят, и потому там заводится нечисть, и падают со стен образа, и сами стены не спасают?» - так сказано о спектакле на официальном сайте Южно-Казахстанского областного русского театра.
Каждый решил сам для себя – спектакль философский или страшный «триллер».
«В Тараз, как и в другие города нашей страны, мы привозим свои лучшие спектакли, со всеми декорациями, светом, спектакли проходят в полном объеме, то есть мы не халтурим. Таразский зритель театральный, но неактивный. У вас, если на спектакль пришли 50 человек – это хорошо, но для наших актеров – это пустой зал, непривычно как-то. Хотя, актеры, конечно, сыграют в полную силу и для 20 зрителей. В Шымкенте люди намного охотнее ходят в театр, особенно если у нас премьера, билетов можно не достать. Хочется надеяться, что в следующий раз, когда мы приедем в ваш город, свободных мест в зале не будет», - говорит художественный руководитель Южно-Казахстанского областного русского драматического театра Игорь Вербицкий.
«Мы любим театр и с удовольствием бы ходили на все постановки, - парировала И. Вербицкому жительница Тараза Ульяна Краснова. - Но, во-первых, нужно активнее афишировать о премьерах, во-вторых, спектакли начинаются в неудобное время – 17.00 или 18.00 часов, люди с работы не успевают добраться до театра. Думаю, что администрация театра учтет наши замечания».
Добавим, что по окончании «Панночки» зал провожал актеров громкими аплодисментами стоя. Браво!