- Адаптацию пенсионных систем к старению населения путем повышения пенсионного возраста в настоящее время используют, либо планируют ввести многие зарубежные страны (Великобритания, Дания, Германия, Франция, Норвегия, Швеция, Чехия, Азербайджан, Украина, Эстония и др.). Однако при этом принимаются во внимание национальные (в основном) демографические особенности; ожидаемая продолжительность жизни и наличие соответствующего демографического резерва (опережающий рост продолжительности жизни в сравнении с увеличением пенсионного возраста); соблюдение международных стандартов периода получения пенсий (дожития после выхода на пенсию); гибкость повышения пенсионного возраста.
При этом в 18 странах ЕС пенсионный возраст женщин уравнивается с пенсионным возрастом мужчин уже к 2020 году, пять планируют сделать это позже.
Пенсионное обеспечение женщин регламентировано ЗРК «О пенсионном обеспечении в РК» и предусматривает назначение пенсионных выплат при достижении ими 58 лет:
1. Базовой пенсионной выплаты независимо от дохода и трудового стажа;
2. Пенсионных выплат из ГЦВП (солидарные пенсии), при наличии трудового стажа не менее шести месяцев до 1 января 1998 года. При этом полная пенсия назначается при наличии не менее 20 лет трудового стажа. Право на ранний выход на пенсию представлено;
- в 53 года, при общем стаже не менее 20 лет, женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста;
- в 45 лет, при общем стаже не менее 20 лет, женщинам, проживавшим в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года, не менее 10 лет, в соответствии с Законом РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне».
Кроме того, в трудовой стаж засчитывается время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста трех лет, в пределах 12 лет в общей сложности.
3. Пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов (НПФ) при наличии пенсионных накоплений. При достаточности пенсионных накоплений, женщинам представлено право назначения пенсионных выплат из НПФ в 50 лет.
Сегодня в рамках накопительной пенсионной системы из общего числа индивидуальных пенсионных счетов (8,5 миллиона) на долю женщин приходится 3,8 миллиона ИПС или 45%. При этом, на начало 2013 года средние размеры пенсионных накоплений мужчин составили 439 тысяч тенге, женщин - 325 тысяч тенге (или на 25% ниже, чем у мужчин).
Анализ показывает, что различия в уровне пенсионных накоплений связаны с относительно меньшим стажем участия в накопительной пенсионной системе (нахождение в отпусках по беременности и родам и более ранний возраст выхода на пенсию).
Если к тому же принять во внимание, что период жизни после выхода на пенсию (дожитие) у женщин (20,8 лет) значительно больше, чем у мужчин (12,9 лет), то возможность приемлемого уровня пенсионного обеспечения женщин в сложившихся условиях маловероятна.
Кроме того, необходимо учитывать, что уже сегодня более 12% женщин не имеют полного стажа участия в солидарной системе, а начиная с 2018 года это коснется всех женщин и, соответственно, размер их солидарной пенсии будет ниже минимальной (при назначении пенсии без заработной платы).
Также необходимо учесть тот факт, что более 40% женщин предпенсионного возраста являются жителями сельской местности, которые максимально ощутили на себе кризисные 90-е годы: отсутствие работы и как следствие низкий трудовой стаж в солидарной системе.
В условиях накопительной пенсионной системы, рекомендуемый международными экспертами минимальный стаж участия в НПС для обеспечения минимального уровня пенсионных накоплений составляет не менее 30 лет. При сохранении текущего возраста выхода на пенсию для женщин это недостижимо.
В этой связи, предлагается провести унификацию пенсионного возраста женщин для:
увеличения стажа участия в НПС и соответствующего увеличения объема пенсионных накоплений;
сглаживания роста коэффициента демографической нагрузки в связи со старением поколения «baby - boom» (рожденные в послевоенные годы);
расширения возможностей вовлечения на рынок труда дополнительных трудовых ресурсов за счет продления экономически активного возраста.
Вместе с тем, очевидно, что для установления более высокого нормативного пенсионного возраста для женщин необходимо создать соответствующие условия и осуществить его поэтапно.
Что касается занятости, то для этого предполагается принять меры по повышению уровня занятости и сохранения рабочих мест за женщинами предпенсионного возраста (профессиональная подготовка и переподготовка, социальные рабочие места, заключение соглашений и договоров с работодателями).
Для обеспечения непрерывности пенсионных взносов и увеличения объема накоплений предлагается ввести субсидирование ОПВ женщин в период декретного отпуска, а также более широкое использование возможностей социального страхования.
Уменьшению гендерных различий в пенсионном обеспечении будут способствовать и минимальные гарантии пенсионного обеспечения для лиц, достигших пенсионного возраста и не имеющих достаточных пенсионных накоплений.