В предвкушении интересной информации собрались руководители филиалов политических партий и НПО, представители органов исполнительной власти. Пустовали только места, персонально обозначенные для руководителей предприятий, поставляющих электроэнергию, воду и тепло. Тем не менее все запланированное на этот день состоялось с большой пользой для присутствовавших. Модератор слушаний Эдуард Пак, директор общественного фонда «Центр электоральной культуры», первым предоставил слово именитому гостю. Выступление П. Своика приводим в сокращении.
— Рассматривая вопрос о тарифах, сразу обратимся к цифрам. По данным официальной статистики с 2000 года по 2013-ый все потребительские цены в стране выросли в 2,7 раза. Рост цен на электричество долгое время отставал от общей тенденции, и только с 2009 года, с введением политики предельных тарифов, он стал опережать общий уровень инфляции. По природному газу рост цен шел гораздо быстрее, но, в основном, за счет внешних факторов — повышения цен на «голубое» топливо из Узбекистана и Туркмении. Тарифы на холодную воду и канализацию всегда отставали, но с 2012 года был запущен механизм форсированного роста цен. Хотя мы обижаемся на поставщиков тепла, рост цен у них в целом отстает. Чтобы образно показать, во что обходится «коммуналка» простому жителю Казахстана, мы взяли в пример пенсионерку, проживающую в обыкновенной «двушке» площадью 30 квадратных метров, без домофона, Интернета и прочих изысков. В Алматы оплата только за свет, холодную, горячую воду и канализацию, газ составит почти 8000 тысяч тенге, в Астане почему-то дешевле, в Шымкенте — 4365 тенге. И это без стоимости отопления. Всего в среднем по Казахстану выходит около 8000 тенге. Вроде бы немного, но исходя из прожиточного минимума (около 20 000 тенге), установленного у нас, это многовато. На остальное человек должен питаться, одеваться, лечиться... При этом оплата за комуслуги в расчет прожиточного минимума в нашей стране не входит.
Где наши деньги?
— Чтобы дать ответ на этот вопрос, рассмотрим государственные программы, «инвесторами» которых мы фактически являемся. Программа модернизации ЖКХ на 2011—2015 годы предусматривает вложение из бюджета 237 миллиардов тенге, а средства предприятий ЖКХ (оплачиваемый населением повышенный тариф) должны быть собраны в сумме 185 миллиардов тенге. Бюджет вложил поменьше, через тарифы же собрано 737 миллиардов тенге. Этим данным можно верить, ибо они исходят от Агентства по регулированию естественных монополий РК (АРЕМ). То же самое происходит в электроэнергетике, где действует программа ее развития на 2010-2015 годы. Бюджет должен был внести в нее 290 миллиардов тенге, через тарифы — 861 миллиард. Мы (физические и юридические лица) это доплатили через предельные тарифы — собран один триллион 162 миллиарда тенге. Как видите, планы сильно перевыполняются, но при этом мы и близко не дошли до тех объемов, которые необходимы для реализации государственных программ. Если бы здесь присутствовали представители коммунальных предприятий, то ни один из них не сказал бы: «Мы все модернизировали, оборудование и сети заменили, у нас нет «процента износа». Уверяю, мы бы услышали, как и 20, 10, пять лет назад: «Оборудование и коммуникации на пределе, их износ 70, 60 и так далее процентов…» Речь идет о том, что деньги, собираемые с населения, расходуются монополиями, мягко говоря, неэффективно. Средств собирается больше запланированного, но на них удается в лучшем случае «поддерживать штаны», то есть элементарно не допускать аварий, дефицита, массовых отключений потребителей. Куда уходят остальные деньги — большой вопрос…
Тариф умер, да здравствует новый тариф!
— Тем не менее, никто не отменял замен котлов, турбин, генераторов и трансформаторов, инженерных коммуникаций. Мы должны понимать, что период эксплуатационного тарифа у нас в стране завершается. Что это такое? Когда начались рыночные реформы, нагрузки на поставщиков электроэнергии, воды, газа и тепла резко снизились (в электроэнергетике ровно в два раза), потому что многие потребители прекратили свое существование. Потом потребление постепенно стало расти, но мы и сегодня не достигли советского уровня производства. К примеру, в электроэнергетике в текущем году, возможно, выйдем на 90 процентов советского уровня выработки и потребления. Буквально все прошедшие годы удавалось поддерживать электро — водо — газоснабжение на старых мощностях, ничего не достраивая и вновь не строя. Все, что с нас собирали за потребленные блага, было платой за те самые эксплуатационные расходы, возможно с небольшими капремонтами или частичной модернизацией. Теперь мы физически подходим к ситуации, когда необходимо строить новые мощности. На юге Казахстана, официально признан дефицит электроэнергии порядка 1400 мегаватт — это больше мощности Жамбылской ГРЭС, именно такой электростанции не хватает. Физический дефицит пока остро не ощущается, его удается покрывать перетоками из Экибастуза. Ребром встают вопросы строительства новых энергетических мощностей, в частности, Балхашской ТЭС, о которой пока много говорят и спорят. Это потребует, как минимум, удвоения тарифа. Он сначала «растворится» в эксплуатационном и сразу в два раза не подскочит. То же самое следует ожидать по тарифам на тепло, воду, канализацию, газ. Со вступлением в силу договора о создании Евроазиатского Экономического Союза (ЕАЭС) тарифы в союзных государствах будут «выравниваться», и понятно, в какую сторону. Это объективная реальность.
Не ради праздного любопытства
— Что делать в этой ситуации? Кто и как контролирует монополиста — поставщика коммунальных благ? Государство в лице Агентства РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) и его органы на местах (ДАРЕМ) фактически не имеют возможностей для постоянного, глубокого и эффективного контроля. У них небольшой штат сотрудников, они утверждают тарифную смету, заслушивают отчет предприятия- монополиста об ее исполнении, — вот, пожалуй, и все. Акиматы тоже особых рычагов контроля и влияния на монополиста не имеют. Никто, пожалуй, не знает, что происходит на предприятиях-монополистах, особенно на уровне цехов, смен, бригад, а есть еще поставщики, подрядчики, субподрядчики… Мы оплачиваем и их интересы. Чтобы положить конец тарифному «беспределу», в систему государство — поставщик (монополист) надо встраивать недостающее третье звено — организованного потребителя. Это надо делать на законодательном уровне через партии, представленные в Парламенте. Надо в законодательстве прописать процедуры, которые невозможно совершать без участия организованного потребителя, которым может стать наша ассоциация, ее подразделения в регионах. Надо действовать не путем формальных публичных слушаний, а начинать с обязательного, даже не финансового, а технического, технологического аудита предприятий -монополистов. Вот тогда вылезут «странные» затраты, в которых будем разбираться. Только после этого возможны публичные слушания по тарифам, где ДАРЕМ выступит арбитром между поставщиком и потребителем. Будет заслушан доклад директора предприятия—поставщика, аудитора по итогам проверки и мнение организованного потребителя, обладающего юридическим правом отстаивать свои интересы как официальная сторона процесса тарифообразования. В итоге получатся выводы по тарифу: оставить прежним, уменьшить, повысить... В конце концов, почему монополиста должны инвестировать потребители, не получающие ничего, кроме постоянно растущих тарифов? По справедливости мы должны стать акционерами со всеми вытекающими из этого правами, в том числе на получение дивидендов. Если нет, то пусть государство решает проблемы.