Понятие "петиция" не может трактоваться как коллективное письменное обращение, а "онлайн-петиция" как коллективное обращение, направленное к государственным органам в электронной форме. Поэтому информация, размещаемая на интернет-ресурсах, не позволяющих должным образом проводить процедуру подтверждения личностей (их верификации) пользователей, подписывающих ту или иную петицию, не может быть рассмотрена как поступившая в адрес государственных органов. Такую позицию Министерство по инвестициям и развитию РК выразило в ответе на официальный запрос Tengrinews.kz.
Как известно, онлайн-петиции продолжают набирать популярность в казахстанском сегменте интернета, при этом их авторы рассчитывают на реакцию госорганов. В свою очередь, в Министерстве по инвестициям разъясняют, что сейчас в действующем законодательстве РК отсутствуют понятия "петиция" или "онлайн-петиция". "Согласно толковым словарям Ожегова "петиция" - коллективная просьба в письменной форме, обращенная к власти" и Кузнецовой "петиция" - (латинский petitio) официальная коллективная просьба в письменной форме к высшим органам власти, к главе правительства, коллективное ходатайство", - поясняют в ведомстве. Отмечается, что согласно пункту 2 статьи 20 Конституции РК каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. При этом, согласно подпункту 4) статьи 1 закона РК "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц", обращением является направленное субъекту, рассматривающему обращение, или должностному лицу индивидуальное или коллективное письменное, устное либо в форме электронного документа, видеоконференцсвязи, видеообращения, предложение, заявление, жалоба, запрос или отклик. "Таким образом, в данном определении представлен исчерпывающий перечень видов обращения, и порядок его рассмотрения регламентирован законом", - сообщают в МИР.
В обращении физлица, согласно закону, указывается его фамилия, имя, а также, по желанию, отчество, индивидуальный идентификационный номер (при его наличии), почтовый адрес, юридического лица - его наименование, почтовый адрес, бизнес-идентификационный номер. Обращение должно быть подписано физическим лицом или представителем юридического лица. При подаче жалобы указываются наименование субъекта или должность, фамилии и инициалы должностных лиц, чьи действия обжалуются, мотивы обращения и требования. Согласно этому закону, обращения физических и юридических лиц, поступившие по общедоступным информационным системам и соответствующие требованиям законодательства Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи, подлежат рассмотрению в порядке, установленном законом. Субъекты и должностные лица обязаны сообщать физическим и юридическим лицам о принятых решениях в письменной форме либо в форме электронного документа. "Таким образом, понятия "петиция" не могут трактоваться как коллективное письменное обращение, а "онлайн-петиция" как коллективное обращение, направленное к государственным органам в электронной форме. В этой связи информация, размещаемая на интернет-ресурсах, не позволяющих должным образом проводить процедуру подтверждения личностей (их верификации) пользователей, подписывающих ту или иную петицию, не могут быть рассмотрены как поступившие в адрес государственных органов", - заявляют в МИР.
При этом в ведомстве отметили, что государство на постоянной основе проводит работу по построению диалоговых площадок между обществом и органами государственной власти. Была создана основополагающая законодательная база для реализации проекта "Открытое правительство", который состоит из компонентов: "Открытые данные", "Открытые НПА", "Открытые бюджеты", "Открытый диалог" и "Оценка эффективности деятельности государственных органов". "На сегодняшний день запущены 4 компонента, кроме портала "Оценка эффективности деятельности государственных органов". Запуск данного портала запланирован до конца 2016 года", - сообщили в МИР РК. Эти проекты предусматривают участие граждан в рассмотрении законов, общественном контроле за расходованием бюджетных средств, обсуждении деятельности госорганов, а также позволяют получать различные данные. "Наряду с этим, функционирует официальная блог-платформа руководителей государственных органов Республики Казахстан. На сегодняшний день на нем опубликовано 309 573 обращений", - резюмировали в ведомстве.